Согласно требованиям статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокуратуры относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Полномочия прокурора в гражданском процессе регламентированы статьёй 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. Таким образом, разъясняю, что в случае нарушения Ваших прав, свобод и законных интересов вытекающих из гражданско-правовых договоров (например условий договоров аренды земельных участков, выразившихся в неисполнении договорных отношений по своевременной уплате арендной платы со стороны арендатора) у прокурора отсутствуют полномочия по судебной защите нарушенных прав всех арендодателей земельных участков. При этом прокурор обладает правом защиты прав и свобод только тех граждан (арендодателей земельных участков), которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, обратившихся в прокуратуру района с письменным заявлением о защите своих прав с приложением подтверждающих документов, не позволяющих им самостоятельно обратиться в суд с целью восстановления своих нарушенных прав.
Согласно ст. 362 Трудового Кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены указанным Кодексом и иными федеральными законами.
На основании ст. 419 Трудового Кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Материальная ответственность предусмотрена ст. 236 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. При этом обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены статьями 5.27 и 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым виновным лицам могут быть назначены следующие виды наказания: предупреждение, административный штраф в отношении должностных лиц в размере до 20 000 рублей, в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до 40 000 рублей, юридических лиц – до 200 000 рублей. При этом за совершение повторного аналогичного правонарушения к должностному лицу может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трёх лет.
Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 ТК РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.
В соответствии с полномочиями, предоставленными ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту или по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере трудовых отношений.
Таким образом, если право гражданина на своевременное получение заработной платы нарушено, он может обратиться в прокуратуру по месту нахождения работодателя (предприятия-должника) с заявлением о предъявлении прокурором иска или заявления в защиту его интересов, указав сумму задолженности, подлежащую взысканию. К обращению следует приложить копию трудовой книжки и, если имеется, справку о размере начисленной, но недополученной заработной платы.
Следует иметь в виду, что органы прокуратуры при определении суммы подлежащей взысканию будут исходить из сведений о размере задолженности, предоставленных работодателем. Поэтому, если гражданин полагает, что подлежащая взысканию сумма отличается от этого значения, эти доводы необходимо обосновать документально.
Согласно требованиям статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокуратуры относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Полномочия прокурора в гражданском процессе регламентированы статьёй 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. Таким образом, разъясняю, что в случае нарушения Ваших прав, свобод и законных интересов вытекающих из гражданско-правовых договоров (например условий договоров аренды земельных участков, выразившихся в неисполнении договорных отношений по своевременной уплате арендной платы со стороны арендатора) у прокурора отсутствуют полномочия по судебной защите нарушенных прав всех арендодателей земельных участков. При этом прокурор обладает правом защиты прав и свобод только тех граждан (арендодателей земельных участков), которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, обратившихся в прокуратуру района с письменным заявлением о защите своих прав с приложением подтверждающих документов, не позволяющих им самостоятельно обратиться в суд с целью восстановления своих нарушенных прав.
Согласно ст. 362 Трудового Кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены указанным Кодексом и иными федеральными законами.
На основании ст. 419 Трудового Кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Материальная ответственность предусмотрена ст. 236 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. При этом обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены статьями 5.27 и 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым виновным лицам могут быть назначены следующие виды наказания: предупреждение, административный штраф в отношении должностных лиц в размере до 20 000 рублей, в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до 40 000 рублей, юридических лиц – до 200 000 рублей. При этом за совершение повторного аналогичного правонарушения к должностному лицу может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трёх лет.
Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 ТК РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.
В соответствии с полномочиями, предоставленными ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту или по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере трудовых отношений.
Таким образом, если право гражданина на своевременное получение заработной платы нарушено, он может обратиться в прокуратуру по месту нахождения работодателя (предприятия-должника) с заявлением о предъявлении прокурором иска или заявления в защиту его интересов, указав сумму задолженности, подлежащую взысканию. К обращению следует приложить копию трудовой книжки и, если имеется, справку о размере начисленной, но недополученной заработной платы.
Следует иметь в виду, что органы прокуратуры при определении суммы подлежащей взысканию будут исходить из сведений о размере задолженности, предоставленных работодателем. Поэтому, если гражданин полагает, что подлежащая взысканию сумма отличается от этого значения, эти доводы необходимо обосновать документально.